В конце 2021 года крупнейший сайт по поиску работы HeadHunter провёл для «Центра внимания» исследование, посвящённое собирательному образу работодателя в сфере НКО. В исследовании приняли участие более 3,4 тысяч респондентов из разных регионов страны, в том числе 880 из Москвы. Самое интересное и важное из исследования — в материале ниже.
Осведомлённость о работе в секторе НКО
Согласно результатам исследования, в целом по России знание о вакансиях в сфере НКО достигает 54% (при этом двое из трёх опрошенных москвичей знают, что вакансии в некоммерческой сфере есть и на HH.ru*).
Жители Москвы немного более благосклонно относятся к перспективе работы в некоммерческих организациях, чем жители регионов. Так, в качестве работодателя НКО готовы рассматривать 62% респондентов из Москвы, доля сомневающихся и не готовых к трудоустройству составляет 15%. Тогда как в целом по России доля рассматривающих потенциальное трудоустройство достигает 58%, «точно не готовы» и «скорее не готовы» к трудоустройству в некоммерческом секторе 16% респондентов.
О восприятии работы в НКО
41% опрошенных россиян в качестве причины нежелания работать в НКО указывает предполагаемый уровень заработной платы. В Москве аналогичная доля респондентов чуть ниже и составляет 38%. С финансами связан и другой важный момент восприятия некоммерческой сферы: 34% опрошенных (31% в Москве) видят проблему в нестабильном финансировании некоммерческих организаций.
8% опрошенных по России (и 10% по Москве) также не готовы работать в НКО по причине «отсутствия “плюшек” в виде премий, ДМС и так далее».
Другими словами, наиболее явно очерченной проблемой для НКО в глазах потенциальных работников остаётся восприятие отрасли как финансово ненадёжной.
О желании исправить ситуацию
«Такой же уровень зарплаты, как и в коммерческих организациях», хотят видеть 48% опрошенных (по Москве эта цифра достигает 51%). Более того, 24% респондентов считают, что уровень зарплаты в НКО должен быть «точно выше» или «скорее выше», чем в коммерческих организациях.
Среди опрошенных обнаружилась и доля респондентов с предыдущим опытом работы в НКО — или даже трудоустроенных в сфере на момент опроса. 36% действующих и 30% экс-сотрудников некоммерческого сектора также считают, что уровень зарплаты в НКО должен быть «точно выше» или «скорее выше», чем в коммерческих организациях.
Вероятно, что восприятие некоммерческого сектора в первую очередь как финансово нестабильного отодвигает на второй план другие стереотипы об отрасли. Так, респондентов не смущает «высокая эмоциональная нагрузка» – только 8% россиян (и столько же отвечавших по Москве) указали её как барьер, из-за которого не готовы работать в НКО.
Значительно расширяется спрос на трудовые ресурсы в НКО
В целом, сфера НКО по-прежнему во многом воспринимается через призму стереотипов, негативных для отрасли. Однако есть и некоторые позитивные тренды: работодатели из сферы НКО и соискатели движутся навстречу друг другу.
Со стороны некоммерческих организаций растёт количество предложений о работе. Авторы исследования отметили значительный рост числа вакансий в сфере НКО на площадке HH.ru: с декабря 2016 по декабрь 2021 года по стране показатель вырос с 15 до 112 вакансий, по Москве — с 7 до 69.
В секторе сохраняются сильные сезонные колебания и подверженность экономическим шокам, что обуславливает высокий разброс по количеству вакансий в отдельные промежутки времени. Однако тренд на рост числа вакансий в третьем секторе стабильный.
Сближение идёт не только со стороны работодателей: среди тех, кто не имеет опыта работы в «третьем секторе», более половины (54%) готовы рассматривать НКО в качестве работодателя.
⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯⎯
В декабре 2021 года Центром внимания совместно с HH.ru в декабре 2021 года запущен проект «Работа с пользой» для привлечения студентов и выпускников вузов на работу в благотворительные организации города Москвы. 1 июля 2022 года в рамках проекта открыт блок «Стажировки в НКО».