Бизнес всегда оценивает эффективность своих действий — это финансовая отдача от ресурсов, затраченных на проект, его окупаемость и жизнеспособность. Кроме того, существуют показатели эффективности продвижения. НКО тоже, как и любое коммерческое предприятие, может оценить объём потраченных ресурсов и «выхлоп» от действий, на которые пошли эти ресурсы, а также эффективность продвижения мероприятия, проекта или инициативы. Но можно ли измерить отдачу от благотворительной деятельности?
Можно и, конечно, нужно. Такие показатели важны не только для сотрудников НКО, но и для доноров организации — ведь они хотят видеть реальные примеры того, что было достигнуто с их участием. Так как же оценивать добро?
Эффективность благотворительности глазами донора
Благотворительные организации помогают обществу в самых разных отраслях, и каждый потенциальный донор всегда стоит перед выбором: какому фонду помочь, в какую организацию записаться волонтёром, кому протянуть руку помощи в первую очередь, как проверить, что пожертвования пошли на действительно нужные меры? Для донора ответы на эти вопросы будут своеобразными показателями эффективности своего собственного альтруизма. Здесь важны факторы личного выбора, и НКО не всегда может их предсказать — тут всё очень индивидуально и может быть связано с личным жизненным опытом потенциального жертвователя.
Существуют и факторы, указывающие на масштабность решения проблемы. К примеру, на уровне страны остро стоят проблемы, связанные с высокой смертностью трудоспособного населения из-за определённых заболеваний, — но доноры упорно жертвуют деньги на лечение детей и животных, игнорируя сегмент благотворительности для взрослых. Безусловно, важна любая благотворительная деятельность, но решение проблем, затрагивающих большую часть населения, будет эффективнее с глобальной точки зрения.
Масштаб проблемы имеет значение
Не секрет, что люди чаще всего жертвуют «по зову сердца», но те, кто делает это регулярно и вдумчиво, а не единоразово и импульсивно, чаще всего осознают, что масштаб проблемы, которую решают НКО, имеет большое значение.
Наибольшую эффективность имеют те благотворительные организации, которые улучшают жизнь не только конкретных людей, но и общества в целом. Каждая НКО может оценить, какое число людей получило пользу от её действий, как сказалась помощь не только на благополучателях, но и на их семьях, родных и близких, какие инициативы организации помогли улучшить жизнь общества.
Простой пример: НКО занимается помощью сиротам — это может быть передача одежды, сбор средств на питание и прочее. В данном случае инициативы, которые могут помочь не только конкретным детям, но и обществу — это обучение детей, их адаптация и подготовка к будущей работе. Обучение профессиям и профессиональные стажировки дают обществу квалифицированные кадры, а детям дарят возможность легче войти во взрослую жизнь и встать на ноги.
Грани добра и методы их измерения
Повторимся: чем более глобальную для социума проблему решает НКО, тем большему количеству людей она может помочь, ликвидировав эту проблему.Выходит, что количественные и качественные показатели эффективности НКО взаимосвязаны напрямую.
Стоит учитывать и соотношение результатов к затратам: чем меньше затраты на привлечение благополучателя, тем выше эффективность программы. При этом точка отсчёта (меньше, чем сколько?) каждый раз будет меняться в зависимости от поставленной задачи.
Конечно, это не означает, что НКО должны искусственно понижать затраты на каждого благополучателя, снижая качество помощи в угоду эффективности, — но, возможно, учёт этих данных позволит рассмотреть альтернативные не менее качественные способы помощи. К примеру, многие родители стараются собрать средства на лечение детей, опираясь на зарубежные услуги, не рассматривая аналоги в России. Но ведь если найти качественную альтернативу лечения в своей стране, подобрать отечественных специалистов, это значительно снизит расходы на единицу благополучателя.
Адресность и системность
Многие НКО в России помогают адресно, открывая сборы на нужды конкретных подопечных. Однако есть и другой подход, системный: с ним НКО стараются искоренить проблему в целом и помочь большому количеству людей разом.
Пример: организация работает с редкими заболеваниями, которые в России не лечатся. Чтобы решить проблему системно, нужно подготовить персонал в России, и в будущем они смогут лечить людей с этим заболеванием наравне с иностранными коллегами. С такой точки зрения системный подход является более эффективным по сравнению с адресной помощью.
Важно не бояться мыслить шире: разбирать проблемы своих подопечных на глобальном уровне, рассматривать возможности проводить исследования по тем проблемам, которые стараетесь решить. Продвигайтесь к системному подходу поэтапно, наращивая свои мощности и увеличивая тем самым эффективность организации.
Аналитика и подсчёты
Подводя итоги, можно сказать, что эффективность любой благотворительной программы измеряется в отдаче каждого вложенного рубля в благое дело. Учитывайте не только финансовые затраты, заработную плату сотрудников, альтернативные издержки (к примеру, время работы волонтёров) на общую сумму сборов, а также среднее пожертвование, но и социальный эффект, которого удалось добиться.
Конечно, не все социальные эффекты переводятся на язык цифр. И количественные, и качественные показатели изменений можно нащупать, но это непростая и протяжённая во времени задача. Облегчить её можно, если на стадии планирования максимально конкретно описать свои цели — например, взяв за образец годовые отчёты коммерческих компаний (в той части, где речь идет о корпоративной социальной ответственности).
А если после всех измерений вы понимаете, что ваши программы недостаточно эффективны, это не повод расстраиваться — рассматривайте это как новую точку роста для вашей организации. Некоммерческий сектор в России находится в стадии развития — это реальная возможность для вашей НКО не просто сделать доброе дело для отдельных людей, но и помочь ликвидировать многие социальные проблемы, повлиять положительно на жизнь российского общества в целом.