Всероссийский центр изучения общественного мнения совместно с благотворительным фондом «Обнажённые сердца» представил данные pro bono исследования, посвящённого теме благотворительности в России.
«Город неравнодушных» выбрал основные данные.
Почему жертвуют
Основной мотив совершения пожертвований (57% среди тех, кто жертвовал деньги незнакомым людям) — это желание ощутить возможность повлиять на ситуацию. 38% респондентов заявили, что хотят помочь конкретному человеку или организации; 21% хотят чувствовать, что могут что-то изменить, 13% — решить общественную проблему.
Вторым по популярности мотивом оказалась реализация нормативных установок с ориентацией на собственное окружение (55%). Добро возвращается к тем, кто его делает, — так считают 37% респондентов; 18% убеждены, что успешный человек должен делиться с другими, 9% — что в современном обществе поощряется совершение пожертвований; 7% — что так принято среди людей, которые пользуются их уважением.
Для некоторых респондентов благотворительные пожертвования — это способ ощутить смысл жизни («хочу быть причастным к чему-то важному» — 17%, «это наполняет мою жизнь смыслом» — 7%).
Кому жертвуют
Россияне предпочитают помогать тем, кого знают лично. 53% респондентов ответили, что за последние год-полтора они безвозмездно передавали вещи и товары своим родственникам, друзьям или знакомым. Благотворительным фондам при этом помогали только 32%.
Похожий разброс и с финансовой помощью: 53% участников опроса помогали деньгами своему окружению, только 20% переводили средства в благотворительную организацию. Однако примерно столько же (21%) опрошенных оказывали адресную помощь нуждающимся, перечисляя деньги непосредственно им.
Главным получателем пожертвований незнакомцам были дети. 66% респондентов переводили деньги младшему поколению: среди них 57% оказывали помощь детям с тяжёлыми заболеваниями, 23% — с особенностями развития, 16% — сиротам. Взрослым помогали значительно реже (35%), и средства распределялись следующим образом: людям с тяжёлыми заболеваниями — 12%, с особенностями развития — 3%, пожилым людям — 18%, военным — 3%. Животным помогали 27%, а различным организациям (религиозным, экологическим, правозащитным) — 18%.
Как жертвуют
Среди тех, кто за год жертвовал деньги незнакомцам, эта практика чаще всего имела единовременный характер. 50% благотворителей переводили средства путём разового онлайн-платежа по реквизитам или через форму на сайте, при этом средняя сумма составила 853 рубля. 33% совершили пожертвования через SMS-сообщения, потратив на это в среднем 285 рублей. 32% совершили самое крупное пожертвование за последний год наличными непосредственно получателю. Ещё 28% приобретали товары или услуги, часть выручки от которых идет на благотворительность, и 25% оказывали финансовую помощь через ящик пожертвований.
Благотворительным организациям в той или иной степени доверяют 30% респондентов. Их доля выше среди молодых людей 18-30 лет (40-37%) и среди россиян, оценивающих свое материальное положение как хорошее и очень хорошее (38%). 24% отвечавших не доверяют фондам. Среди причин недоверия: непрозрачность их деятельности, воровство денежных средств и боязнь обмана. 12% респондентов упомянули недостаток информации о благотворительных организациях и свою слабую информированность об их деятельности. Не определились с отношением к НКО еще 24% — они отчасти доверяют им, отчасти нет. И 19% вовсе не знают подобные организации.
Почему НЕ жертвуют
Главным препятствием стал недостаток собственных доходов. Эту причину указали 49% в группе тех, кто за последний год не жертвовал деньги незнакомым людям. Вторая по популярности причина — желание помогать только знакомым людям (31%). 27% опрошенных убеждены, что решением таких вопросов должно заниматься государство, ещё для 23% барьером является недоверие к благотворительным фондам.
40% охотнее делали бы пожертвования, если бы были уверены, на что пойдут их средства, 28% хотели бы получать отчёт от фонда об использовании пожертвований. Для 23% важны информация об успешных проектах фонда, его достижениях; для 20% — проведение НКО системной работы по решению социальной проблемы на уровне страны, а не отдельных граждан. Ещё 16% хотели бы, чтобы фонд решал проблему их окружения или их самих.
При этом медийная составляющая работы благотворительных организаций гораздо в меньшей степени мотивирует россиян на пожертвования («фонд представляет известный человек» — 9%, «реклама фонда часто встречается» — 8%).